А) Статистическая информация.
Банк данных детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ Дубравненская ООШ на 2020 – 2021 учебный год
Б) Описание созданных специальных условий.
Безбарьерная среда

В) Информационно-методические материалы

Г) Информация о психолого-педагогическом сопровождении.
Учреждения по оказанию квалифицированной психолого-педагогической помощи детям
ГБУ Ростовской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» телефон: +7 (863) 264-17-92; Адрес: 344082 Ростов-на-Дону, пер. Доломановский, д.31.; E-mail: min@rostobr.ru Сайт: www.rostobr.ru
МБУ города Ростова-на-Дону «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Адрес: 344038 г.Ростов-на-Дону, ул.Ленина 44\2 Телефон: +7 (863) 245-52-23 Секретарь E-mail: psycenter@list.ru)
МБУ, осуществляющее обучение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония» Адрес центра: г. Новочеркасск, Ул.Комитетская 115 / Пушкинская 26 Телефон: 8 (8635) 22-60-16)
Информация об учреждениях ПМПК
1.ПМПК Цимлянского района Ростовской области Почтовый адрес ПМПК: 347320, г.Цимлянск, ул. Советская, дом 50, каб.№2. Телефон: 8(863) 91-2-12-05г. Электронная почта: cim_rmk@mail.ru Сайт: http://roocimla.gauro-riacro.ru/ ФИО руководителя ПМПК: Романенко Павел Андреевич
2.Центральная ПМПК Ростовской области Почтовый адрес ПМПК: г.Ростов-на-Дону, ул. 13-я линия, дом 23 (ЦПМПК) Телефоны: 8(863)264-17-92; 8(863) 253-35-77 Электронная почта: ocpprik@rostobr.ru, ocpprik-opmpk@mail.ru Сайт: www.ocpprik.ru ФИО руководителя ПМПК: Кирбатова Ольга Васильевна
Ресурсные центры
Региональный ресурсный центр |
Общеобразовательная организация |
Контактные данные |
Ссылка на сайт |
Региональный ресурсный центр по сопровождению детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата |
ГКОУ РО Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение» |
shi_volgodonsk@rostobr.ru, консультации по телефонам: (8639) 21-25-43, (8639) 21-25-44. Адрес: г. Волгодонск, ул Первомайская, 75 |
https://shkolainternat6.ru/resourses-centers/rrc-noda/ |
Региональный ресурсный центр по сопровождению детей с кохлеарной имплантацией |
ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №48» |
shi_rnd_48@rostobr.ru, консультации по телефону: (863) 263-31-35. Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 81 |
https://internat48.ru/ |
Региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра |
ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат №42» |
rrc.rostov.autism@mail.ru, консультации по телефонам: (863) 254-89-33, 8-9996956246. Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Леваневского, 34 |
http://ski42.ru/ |
Региональный ресурсный центр по сопровождению детей слепоглухих детей |
ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №38» |
school_38@mail.ru, консультации по телефонам: (863) 223-04-45, (863) 223-18-77. Адрес: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 235/2 |
http://school-internat38.ru/ |
Региональный ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей с ОВЗ |
ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №48» |
Консультации по телефону: (863) 263-31-35. Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 81 |
https://internat48.ru/ |
-
Официальный сайт государственной программы "Доступна среда" https://zhit-vmeste.ru/ УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ.
-

-
Социализация и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе не становится менее актуальной, ее злободневность только возрастает. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ), развитие которого отягощено неблагоприятными факторами, усугубляющими проблему социальной дезадаптации. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими среди них следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень медицины и т.д. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания, т.е. «за границами» жизни здорового человека. В организации процесса образования детей с ОВЗ необходимо понимание целей обновленного содержания образования, принятие своей собственной роли – не только как транслятора знаний, а организатора непосредственно образовательной деятельности детей с ОВЗ и принятие необходимости внедрения инновационных социальных технологий в образовательный процесс. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Особой заботой становятся не только проблемы обучения, воспитания и развития детей, но и создание благоприятных условий для реализации прав и гарантий равных возможностей в получении адекватного образования и обеспечении достойной жизни в обществе. Приоритетной задачей сегодняшнего дня в инклюзивном образовании является усиление внимания к проблемам социализации и интеграции в общество лиц с особенностями психофизического развития, к созданию целостной системы психолого-педагогического сопровождения. Новое видение системы сопровождения состоит во всестороннем ее рассмотрении с позиций целостности социального и природного бытия, культуры и личности. Правомерность такого подхода обусловлена закономерностью развития человека во взаимодействии с окружающей средой той культуры, к которой он принадлежит. Формирование гармоничного взаимодействия ребенка с особенностями развития с природным, рукотворным и социальным окружением находится в рамках предметного поля инклюзивного образования, а создание целостной системы социо-медико-психолого-педагогической помощи выступает средовым ресурсом его развития. На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем: проблема неприятия детей с ОВЗ; проблема непринятия идеологии инклюзивного образования; трудности в понимании и реализации подходов к обучению; нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ; неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ; трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ. Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения, как инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов. Одним из главных принципов психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования является междисциплинарность – комплексный подход к сопровождению. Инклюзивная образовательная среда формируется целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве, проповедующим единые ценности, включенным в единую организационную модель и владеющим единой системой методов. Для этого создается группа психолого-педагогического сопровождения, в состав которой входят: представитель администрации, ответственный за обеспечение инклюзивных процессов в общеобразовательном учреждении; педагогические (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учителя, тьюторы, работающие с учащимися с ОВЗ) и иные работники образовательного учреждения, а также специалисты курирующих служб. Деятельность группы сопровождения направлена, в первую очередь на изучение особенностей развития каждого конкретного учащегося, его особых образовательных потребностей, составление индивидуальной образовательной программы, разработку индивидуальной программы сопровождения, которая фиксируется в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения развития учащегося. По каждому ребенку назначается куратор из числа педагогических работников образовательного учреждения. В течение всего периода обучения группа сопровождения осуществляет работу по выбору адекватных методов и приемов обучения, адаптации учебных программ общеобразовательных учреждений для учащихся с ОВЗ на основе оценки состояния каждого ребенка и оценки динамики его развития, группа сопровождения может выступать инициатором пересмотра учебной программы. Администрация общеобразовательного учреждения несет ответственность за организацию, состояние и качество инклюзивного обучения и воспитания. Ключевыми направлениями работы педагога-психолога общеобразовательного учреждения с детьми с ОВЗ является: диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории. Программа коррекционной работы педагога-психолога в образовательном учреждении включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание: диагностическое направление; консультативно-просветительское и профилактическое направление; коррекционно-развивающее направление; организационно-методическое направление. Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике. По результатам диагностического обследования у обучающихся с ОВЗ могут быть выявлены нарушения интеллектуальной и личностной сфер (память, внимание, мышление, ограниченность сведений об окружающем, колебания работоспособности). Таким детям необходима организующая и стимулирующая помощь. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной инклюзии, являются: развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; развитие социальных навыков и социализации и т.д. С детьми с ограниченными возможностями здоровья проводятся коррекционно-развивающие занятия по повышению мотивации, развитию познавательной деятельности, познанию своих личностных особенностей. Во время занятий даются упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания. Например, старшеклассники с интересом изучают свои способности и «Мир профессий», чтобы в будущем правильно сделать свой профессиональный выбор. Дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор. Работа по консультативно просветительскому и профилактическому направлениям обеспечивает оказание педагогам-психологам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Специалисты разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье. Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ проходит через консультирование, организацию Школ для родителей, Семейных клубов и др. Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании. Вся работа с родителями, воспитывающими детей с особыми нуждами, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы.Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Организационно – методическое направление деятельности педагога-психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации. Индивидуальный образовательный маршрут составляется на обучающегося с ОВЗ на учебный год и содержит реальные, конкретные цели, задачи и учебный материал, находящийся в сфере его ближайшего развития. С целью повышения качества психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ перед специалистом стоит задача – для более успешной социализации детей тщательнее продумывать содержание индивидуального маршрута. С учетом индивидуального подхода к каждому обучающемуся создается комфортный психо-эмоциональный режим обучения, который способствует сотрудничеству («ученик – учитель», «ученик – ученик»). Специалисты консультируют педагогов по адаптации учебных программ к особенностям ребенка с ОВЗ, проводят обучающие мероприятия, направленные на совершенствование их профессионального мастерства, принятие идеологии инклюзивного образования, понимание и реализации подходов к индивидуализации обучения особых детей, разрабатывают пособия, рекомендации, информационные материалы. Нельзя забывать и о позитивном отношении и обоюдной готовности, которые необходимо формировать в школе и классе задолго до того, как появится ученик с особенностями развития. Создание педагогических условий заключается в первую очередь в том, чтобы исключительно (педагоги, родители, учащиеся) получили установку на положительное отношение к данному явлению и выполняли ее как закон школы. Положительное общественное мнение сокращает сроки и значительно облегчает процесс обоюдной адаптации.Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с особыми нуждами. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования – это важная составляющая модели инклюзивного образования
|
|