СКАЧАТЬ
Отечество - 2017
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Отдел образования Администрации
Цимлянского района
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
«Отечество»
Номинация «Школьные музеи. История детского движения. История образования»
Тема работы:
«История зарождения образования в посёлке Дубравном
в период 1952-1967 гг.»
Подготовил:
Морару Виктория Владимировна
Учащаяся 8 класса
МБОУ Дубравненская ООШ
Адрес: 347314 Ростовская область, Цимлянский район, ул. Дальняя 2
Тел. 89185117985
Руководитель:
Герасимчук Наталья Алексеевна
Должность: учитель истории
МБОУ Дубравненская ООШ
Адрес: 347314 Ростовская область, Цимлянский район, ул. Дальняя 2
Тел. 89185117985
П. Дубравный
2017 год
Содержание
1.Введение
1.1. Актуальность исследования
1.2 Объект и предмет исследования
1.3 Хронологические и территориальные рамки исследования
1.4. Цель и задачи исследования
1.5 Гипотеза
1.6 Теоретическая и практическая значимость
1.7 Методы исследования
2. Основная часть
2.1 Зарождение поселка Дубравный.
2.2 Становление образования в поселке.
2.3. Обобщенный образ учителя-директора Малюгина Петра Васильевича
4.Выводы
3.Заключение
4. Литература
5. Приложения
5.1. Приложение 1
5.2. Приложение 2
5.3 Приложение 3
5.4. Приложение 4
5.5. Приложение 5
5.6. Приложение 6
5.7. Приложение 7
|
3
3
3
4
4
4
4
4
5
5
9
10
10
11
12
13
14
15
16
17
18
|
1.Введение
1.1. Актуальность исследования. Большую часть детства ребенок проводит в стенах школы, которая играет важную роль в формировании личности, поэтому очень важно помнить о тех, кто дал нам дорогу в жизнь.
Наше исследование актуально так как, рассматривает школу, а она - начало сознательной истории личности, а история личности - история страны.
Постепенно приходят в ветхость фотографии, документы, которые хранят в себе историю целых поколений. Поэтому сейчас необходимо позаботиться о создании исторического архива школы, где отразится история ее жизни.
В 2017 году Дубравненской школе юбилей - 65-летие со дня основания первой школы в селе, т.е. начала народного образования, а также исполняется 50 лет основному зданию школы, в котором сегодня обучается 93 ученика и работает 13 педагогов.
И накануне данного события мы провели опрос среди учащихся, в результате которого установили: 87 % опрошенных учеников абсолютно незнакомы с историей школы и 79% учащихся считают, что не знают ее, потому что некому рассказать.
Несмотря на это, все ученики отметили, что им интересна данная тема: 69 % опрошенных считают, что историю школы нужно знать, так как школа- это место, где они проводят большую часть своего времени; 65% учащихся, считают, что изучением истории школы необходимо заниматься и это должны делать сами ученики. (приложение 1)
Так я с толкнулась с проблемой, что учащиеся испытывают дефицит знаний о истории школы, именно это стало значимым стимулом для написания данной работы. Вместе с историей школы, параллельно рассматривается история с. Дубравный.
1.2. Объектом исследования стала Дубравненская школа.
Предметом - сохранение истории школы, как условия для воспитания у учащихся Дубравненской школы патриотизма и любви к Родине.
1.3. Хронологические и территориальные рамки исследования. Хронология исследования с 1947 года, верхняя граница обусловлена зарождением поселка, нижняя граница 1967 год, обусловлена строительством новой школы. Территориальные границы исследования охватывают поселок Дубравный в его современных границах.
1.4 Цель исследования: восстановить историю становления развития школы в поселке Дубравный, через изучение воспоминаний людей.
Задачи для её достижения:
1. определить время зарождения образования в поселке Дубравном
2. выяснить кто стоял у истоков школы
1.5 В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза: если мы проведём анализ собранных материалов о истории школы, то это позволит создать школьный музей и сохранить память о создании школы в посёлке для будущих учащихся.
1.6. Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что изученный теоретический материал является практическим руководством для создания школьного музея.
Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории и внеклассных занятиях по краеведению, а также позволят пополнить школьный музейный уголок.
1.7 Методы исследования:
1. Анализ собранных материалов о школе, воспоминания учителей, выпускников, старожилов поселка Дубравный.
2. Анкетирование, опрос.
3. Обработка данных.
Материал для исследовательской работы я собирала, проводя встречи, переписку с бывшими выпускниками, старожилами поселка и учителями, ранее работавшими в школе. Договаривалась о встрече, составляла основные вопросы, записывала ответы при встрече. Затем собранные материалы были обработаны. По просьбе выпускников школы, мы с учителем истории, Герасимчук Натальей Алексеевной, создали «Книгу воспоминаний», которая впоследствии легла в источник исследовательской работы.
В процессе работы над исследованием я обращалась за помощью в сборе информации к фондам школьного музейного уголка.
Работа состоит из введения, основной части, выводов, заключения, списка использованных источников, приложений.
2.Основная часть.
2.1 Зарождение поселка Дубравный.
История зарождения образования в п Дубравном связано с первой грандиозной послевоенной стройкой Волго-Донского судоходного канала. В 1948 году Совет Министров СССР утвердил генеральную схему Волго-Донского судоходного канала, разработанную институтом «Гидропроект». Строительство канала началось в 1949 году. А переселение населения началось уже в 1948 г. А 31 мая 1952 года произошло событие, которое готовили несколько лет, которого ждали строители канала и с ними вся страна - воды Дона соединились с водами Волги. [8] Наш посёлок Дубравный образовался именно в этот период с 1948 по 1952 годах из числа переселенцев хуторов попадающих в зону затопления. . [9]
На тот момент в посёлке были открыты предприятия лесхоза и межрайонное объединение «Сельхозтехника», которые внесли огромный вклад в становлении образования в нашем поселке. . [2]
2.2. Становление образования в поселке.
Население поселка Дубравного росло, приезжали семьями. Возникла необходимость в обучении молодого поколения. В 1952 году была построено деревянное здание начальной школы, где первыми учителями были супруги Каленовы. [2] (приложение 2).
Поселок быстро разрастался, шло переселение с затопленных Цимлянским морем земель. Это в основном было молодые многодетные семьи.
В августе 1961 по направлению РОНО из станицы Хорошевской приезжает в поселок Дубравный учитель истории Малюгин Петр Васильевич с семьей, которого назначают директором Дубравненской школы. [2]
Воспоминания Веры Александровны Дуваровой «Я была в 6 классе, когда приехал Малюгин Петр Васильевич со своей семьей в наш поселок. Молодые и красивые. Петр Васильевич вел у нас историю, рисование и физкультуру. Все у него получалось, был активный, коммуникабельный. Мы к нему хорошо относились. Его жена Людмила Прокофьевна вела биологию и географию. Приветливая, добрая, всегда элегантная.» (приложение3).
На тот момент начальная школа уже не вмещала то количество детей, которое проживало в поселке Дубравном. И встал вопрос об обучении детей в других школах.
Малюгин на общем собрании сельчан вынес предложение о том, чтобы в нашем селе построить новую школу. С этим предложением вышли на районный уровень. Закипел работа –это был 1962 год. [3]
Анализируя информацию, собранную у старожилов поселка, я выяснила что школу начинали строит армяне, фундамент рыли в ручную, а потом возвели стены. (приложение 4)
Малюгин Петр Васильевич был и заказчиком, и организатором всех работ, и главным поставщиком строительных материалов. Все строительные материалы были выделены только что открывшимися на тот момент шефскими предприятиями: лесхоз и сельхозтехника. [4]
В своих воспоминаниях выпускница школы Галина Алифанова отметила, что «Петр Васильевич был в районе на хорошем счету. И школа появилась только благодаря его стремлением. Вся стройка и добыча стройматериалов лежала на плечах Петра Васильевича. Он был и хорошим дипломатом, и строгим прорабом, и умелым менеджером.» [3]
Современное здание школы строилось методом народной стройки.. После работы и в выходные дни жители поселка собирались на пустынном месте и начинали большое нужное дело. [6] (приложение 5).
Беседуя с выпускниками и старожилами поселка я выяснила, что многие земляки помогали в строительстве. Для родителей устраивали субботники на строительстве новой школы. Алифанов Николай Львович техник лесхоза, помогал Петру Васильевичу с лесом для стройки. Инженер лесхоза Белов Иван Петрович участвовал в проектирование здания. Активное участие в строительстве и приобретении оборудования для школы принимали директор лесхоза Пономорев Иван Васильевич и совхоз Плющев Петр Иванович. Мой дедушка, Морару Степан Иванович, был первым помощником Петра Васильевичу. Когда он уезжал, он оставался руководить стройкой. [6]
Работы хватало всем, мастера обучали молодое поколение сразу на объекте. Стараниями жителей поселка за пять лет было возведено красивое, просторное, удобное здание.
В 1967 году школа распахнула двери перед любознательными ребятишками. (5)
Открытие школы во воспоминаниях выпускников: «Помним торжественную линейку в марте 1967 года, было очень холодно, замёрзли тогда очень. Но мы очень гордились нашей новой школой! Первый день в новой школе: просторные классы и запах краски. Мы рады были очень новому стадиону. И конечно же всем руководил наш любимый и строгий директор Малюгин Петр Васильевич. Он был и архитектором, и простым рабочим, и руководителем этой стройки. Это был человек разносторонний, грамотный, да и вообще таких людей мало было.»
Из воспоминаний Галина Алифанова я выяснила, что восторг у сельских детей вызвал большой школьный участок, который сразу же стали облагораживать: клумбы, разбили сад, в котором росли яблони и груши. Разработкой занималась Малюгина Людмила Прокофьевна. А саженцы для шикарного сада и огородика помогал добывать Алифанов Николай Львович, техник лесхоза
Поселок был совсем еще молодым,15 лет со дня основания. Большинство семей – это молодые, как правило многодетные семьи. В классах обучалось по 20-27 учащихся. В школе того времени работал высокопрофессиональный педагогический коллектив. (приложение 6): Каленова Павла Васильевича, Каленову, Сорокину Раису Михайловну, Дуварова Александра Васильевича, Пономорева Михаила Федоровича, Белоусову Екатерину Федоровну, Головкову Татьяну Ивановну , Савчукову Анну Никифоровну, Толоченко Владиславу Федоровну, Белову Марию Ивановну, Сафонова Надежда Ивановна .
2.3. Обобщенный образ учителя-директора Малюгина Петра Васильевича.
Исследуя воспоминания о Малюгине Петре Васильевиче., я выделила главные нравственные и профессиональные качества его личности
Петр Васильевич в памяти выпускников «был строг, но справедлив. И как профессионал он был на высоком уровне. Он преподавал историю и рисование. Рисовал он как настоящий художник. И нас учил этому. А историю как он преподавал!! Благодаря ему я и полюбила этот предмет. И очень ему за это благодарна. Петр Васильевич был учитель с большой буквы.»
Петр Васильевич в памяти его коллег-соратников: «…мастер на все руки, человек высокого интеллекта, личность творческая, знающий, начитанный, эрудированный, ответственный, трудолюбивый, самоотверженный в работе, замечательный организатор детского коллектива, оптимист по жизни, с ним было легко работать, шёл в ногу со временем, был первым помощником во всём».
Воспоминания дочери Петра Васильевича Ларисы Малюгиной: «Мама попросила что-то помочь, но я урок не выучила. Мама сказала, что истории не будет, т.к. его вызывают в районо. Но урок состоялся! И отец вызвал меня на уроке «Подайте мне дневник, девица!!!! Вам от меня большая единица!!!!"" Очень стыдно было!!! Но меня потом никто не ругал, видя мои переживания. Вот я и храню этот дневник.» (приложение7)
Портрет Петра Васильевича в памяти его близких и родных: «увлеченный человек, разбирающийся в политике; строгий, требовательный; любитель природы, хороший грибник; человек с чувством огромной ответственности за будущее».
О таких учителях, Малюгин П.В, можно сказать словами Л. Н.Толстого: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Выводы. В результате проведенного исследования мы выяснили, посёлок Дубравный образовался в период строительства Цимлянского водохранилища в 1947-1952 годах из числа переселенцев хуторов, попадающих в зону затопления. Образование в поселке Дубравном возникло в 1952 году с необходимостью обучения детей так как в основном приезжали молодые многодетные семьи. Со временем деревянное здание не вмещала возрастающее поколение и в 1967 году была построена новая школа, методом «народной стройки», у истоков которой стоял директор школы Малюгин Петр Васильевич - это свет доброй памяти, который он оставил о себе как учитель. Петр Васильевич не имел больших наград, но Его личный пример жив в сердцах и умах тех, через чьи судьбы прошла его судьба. Это и жители поселка Дубравного, и выпускники школы, учителя. Вся деятельность учителя, директора, Малюгина П.В., была бескорыстной и направлена на улучшение образования поселка. Так же мы выяснили, что строительство нового здания называют «народной», потому что практически все население поселка участвовало.
Заключение
В результате проделанной работы цель была достигнута. В итоге работы с архивными данными, изучения фотоматериалов, встреч учителями-ветеранами нашей школы, старожилами нашего поселения нам удалось узнать время открытия школ на территории поселения, историю развития образования в поселении. Изучение истории нашей школы помогло нам больше узнать о наших односельчанах, учителях, работавших в школе в начальный период. Мы поняли, что тема интересная и будем дальше над ней работать.
Мою работу можно использовать для проведения экскурсий, классных часов и познавательных занятий для начальной и средней школы.
Исследовательская работа дала мне возможность вновь пережить об интересных страницах истории родной школы, об одном из её учителей и директоре, помогла понять и по достоинству оценить труд Учителя.
Список литературы.
Неопуликованные:
1. Воспоминания Л.П. Малюгины,
2. Воспоминания Г. Алифановой
4. Воспоминания И. Улановой
5. Воспоминания Н. Карташовой, записанные автором,
6. Материалы из школьного музейного уголка: альбом «История нашей школы в лицах»
Опубликованные
7. Н.И.Бусленко. «Волго-Дон: «Ваша свобода на дне канала» Ростов-на-Дону, 2011. - 300 с
Интернет ресурсы:
8. Свободная энциклопедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дубравный (Цимлянский район)
Приложение 1.
Диаграмма опроса среди учащихся 5-9 классы

Приложение 2.Начальная школа в п Дубравном, действующая с 1952 г по 1967 г.

Приложение 3.Малюгин Петр Васильевич и его жена Малюгина Людмила Прокофьевна

Приложение 4.Строительство школы 1965 г.

Приложение5.Строительство школы силами населения п Дубравного.

Приложение 6.Коллектив школы в 1967 г

Приложение 7.Дневник Малюгиной Ларисы «Подайте мне дневник, девица!!!! Вам от меня большая единица!!!!""
