История школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дубравненская основная общеобразовательная школа

Цимлянского района Ростовской области

История школы

 

 

 

СКАЧАТЬ

 

  

Отечество - 2017

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

 

Отдел образования Администрации

Цимлянского района

 

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

 «Отечество»

 

 

Номинация «Школьные музеи. История детского движения. История образования»

 

Тема работы:

 «История зарождения образования в посёлке Дубравном

 в период 1952-1967 гг.»

 

 

 

 

 

Подготовил:

Морару Виктория Владимировна

Учащаяся 8 класса

 МБОУ Дубравненская ООШ

Адрес: 347314 Ростовская область,                Цимлянский район, ул. Дальняя  2

Тел. 89185117985

Руководитель:

Герасимчук Наталья Алексеевна

Должность: учитель истории

МБОУ Дубравненская ООШ

Адрес: 347314 Ростовская область, Цимлянский район, ул. Дальняя  2

Тел. 89185117985

 

 

П. Дубравный

 

2017 год

Содержание

1.Введение

1.1. Актуальность исследования     

1.2 Объект и предмет исследования

1.3 Хронологические и территориальные рамки исследования             

1.4. Цель и задачи исследования                                                                 

1.5  Гипотеза                                                                                                    

 1.6 Теоретическая и практическая значимость

 1.7  Методы исследования                                                                             

2. Основная часть                  

        2.1 Зарождение поселка Дубравный.

        2.2 Становление образования в поселке.

       2.3.  Обобщенный образ учителя-директора Малюгина Петра Васильевича

4.Выводы

3.Заключение

4. Литература

5. Приложения

5.1. Приложение 1

5.2. Приложение 2

5.3 Приложение 3

5.4. Приложение 4

5.5. Приложение 5

5.6. Приложение 6

5.7. Приложение 7

 

 

3

3

3

4

 

4

4

4

4

 

5

5

9

 

10

10

11

 

12

13

14

15

16

17

18

 

 

 

1.Введение

1.1. Актуальность исследования. Большую часть детства ребенок проводит в стенах школы, которая играет важную роль в формировании личности, поэтому очень важно помнить о тех, кто дал нам дорогу в жизнь.

Наше исследование актуально так как, рассматривает школу, а она - начало сознательной истории личности, а история личности - история страны.

Постепенно приходят в ветхость фотографии, документы, которые хранят в себе историю целых поколений. Поэтому сейчас необходимо позаботиться о создании исторического архива школы, где отразится история ее жизни.

В 2017 году  Дубравненской школе юбилей - 65-летие со дня основания первой школы в селе, т.е. начала народного образования,  а также  исполняется 50 лет основному зданию школы, в котором сегодня обучается 93 ученика и работает 13 педагогов.

И накануне данного события мы провели опрос среди учащихся, в результате которого установили: 87 % опрошенных учеников абсолютно незнакомы с историей школы и 79% учащихся считают, что не знают ее,   потому что некому рассказать.

    Несмотря на это, все ученики отметили, что им интересна данная тема: 69 % опрошенных считают, что историю школы нужно знать, так как школа- это место, где они проводят большую часть своего времени;  65%  учащихся, считают, что изучением истории школы необходимо заниматься  и  это должны делать сами ученики. (приложение 1)

Так я с толкнулась с проблемой, что учащиеся испытывают дефицит знаний о истории школы, именно это стало значимым стимулом для написания данной работы.  Вместе с историей школы, параллельно рассматривается история с. Дубравный.   

1.2. Объектом  исследования стала   Дубравненская школа.

Предметом - сохранение истории школы, как условия для воспитания у учащихся Дубравненской школы патриотизма и любви к Родине.

1.3. Хронологические и территориальные рамки исследования. Хронология исследования с 1947 года, верхняя граница обусловлена зарождением поселка, нижняя граница 1967 год, обусловлена строительством новой школы. Территориальные границы исследования охватывают поселок Дубравный в его современных границах.

1.4  Цель  исследования:  восстановить историю становления развития школы в поселке Дубравный, через изучение воспоминаний людей.

Задачи  для её достижения:

1.     определить время зарождения образования в поселке Дубравном

2.     выяснить кто стоял у истоков школы

1.5 В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза: если мы проведём анализ собранных материалов о истории школы, то это  позволит создать школьный музей и сохранить память о создании школы в посёлке для будущих учащихся.

1.6.  Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что изученный теоретический материал является практическим руководством для создания школьного музея.

Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории и внеклассных занятиях по краеведению, а также позволят пополнить школьный музейный уголок.

1.7 Методы исследования:

1.                 Анализ собранных материалов о школе, воспоминания учителей, выпускников, старожилов поселка Дубравный.

2.                 Анкетирование, опрос.

3.                 Обработка данных.

Материал для исследовательской работы я собирала, проводя встречи, переписку с бывшими выпускниками, старожилами поселка и учителями, ранее работавшими в школе. Договаривалась о встрече, составляла основные вопросы, записывала ответы при встрече. Затем собранные материалы были обработаны. По просьбе выпускников школы, мы с учителем истории, Герасимчук Натальей Алексеевной, создали «Книгу воспоминаний», которая впоследствии легла в источник исследовательской работы.

В процессе работы над исследованием я обращалась за помощью в сборе информации к фондам школьного музейного уголка.

Работа состоит из введения, основной части, выводов, заключения, списка использованных источников, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основная часть.

2.1 Зарождение поселка Дубравный.

История зарождения образования в п Дубравном связано с пер­вой грандиозной послевоенной стройкой Волго-Донского  судоходного  канала. В 1948 году Совет Министров СССР утвердил генеральную схему Волго-Донского судоходного канала, разработанную институтом «Гидропроект». Строительство канала началось в 1949 году. А переселение населения началось уже в 1948 г. А 31 мая 1952 года произошло событие, которое го­товили несколько лет, которого ждали строители канала и с ними вся страна - воды Дона соединились с водами Во­лги. [8] Наш посёлок Дубравный образовался именно в этот период с 1948 по 1952 годах из числа переселенцев хуторов попадающих в зону затопления. . [9]

На тот момент в посёлке были открыты предприятия лесхоза и межрайонное объединение «Сельхозтехника», которые внесли огромный вклад в становлении образования в нашем поселке. . [2]  

2.2. Становление образования в поселке.

 Население поселка Дубравного росло, приезжали семьями. Возникла необходимость в обучении молодого поколения.  В 1952 году была построено деревянное здание начальной школы, где первыми учителями были супруги Каленовы. [2] (приложение 2).

Поселок быстро разрастался, шло переселение с затопленных Цимлянским морем земель. Это в основном было молодые многодетные семьи.

В августе 1961 по направлению РОНО из станицы Хорошевской приезжает в поселок Дубравный учитель истории Малюгин Петр Васильевич с семьей, которого назначают директором Дубравненской школы. [2]

Воспоминания Веры Александровны Дуваровой «Я была в 6 классе, когда приехал Малюгин Петр Васильевич со своей семьей в наш поселок. Молодые и красивые. Петр Васильевич вел у нас историю, рисование и физкультуру. Все у него получалось, был активный, коммуникабельный. Мы к нему хорошо относились. Его жена Людмила Прокофьевна вела  биологию и географию. Приветливая, добрая, всегда элегантная.» (приложение3).

На тот момент начальная школа уже не вмещала то количество детей, которое проживало в поселке Дубравном. И встал вопрос об обучении детей в других школах.

Малюгин на общем собрании сельчан вынес предложение о том, чтобы в нашем селе построить новую школу. С этим предложением вышли на районный уровень. Закипел работа –это был 1962 год. [3]

Анализируя информацию, собранную у старожилов поселка, я выяснила что школу начинали строит армяне, фундамент рыли в ручную, а потом возвели стены. (приложение 4)

Малюгин Петр Васильевич был и заказчиком, и организатором всех работ, и главным поставщиком строительных материалов. Все строительные материалы были выделены только что открывшимися на тот момент шефскими предприятиями: лесхоз и сельхозтехника. [4]

В своих воспоминаниях выпускница школы Галина Алифанова отметила, что «Петр Васильевич был в районе на хорошем счету. И школа появилась только благодаря его стремлением. Вся стройка и добыча стройматериалов лежала на плечах Петра Васильевича. Он был и хорошим дипломатом, и строгим прорабом, и умелым менеджером.» [3]

Современное здание школы строилось методом народной стройки.. После работы и в выходные дни жители поселка собирались на пустынном месте и начинали большое нужное дело.  [6] (приложение 5).

Беседуя с выпускниками и старожилами поселка я выяснила, что  многие земляки помогали в строительстве.  Для   родителей устраивали субботники на строительстве новой школы. Алифанов Николай Львович техник лесхоза, помогал Петру Васильевичу с лесом для стройки. Инженер лесхоза Белов Иван Петрович участвовал в проектирование здания. Активное участие в строительстве и приобретении оборудования для школы принимали директор лесхоза Пономорев Иван Васильевич и совхоз  Плющев Петр Иванович. Мой дедушка, Морару Степан Иванович, был первым помощником Петра Васильевичу. Когда он уезжал, он оставался руководить стройкой.  [6]

Работы хватало всем, мастера обучали молодое поколение сразу на объекте. Стараниями жителей поселка за пять лет было возведено красивое, просторное, удобное здание.

В 1967 году школа распахнула двери перед любознательными ребятишками. (5)

Открытие школы во воспоминаниях выпускников: «Помним торжественную линейку в марте 1967 года, было очень холодно, замёрзли тогда очень. Но мы очень гордились нашей новой школой!  Первый день в новой школе: просторные классы и запах краски. Мы рады были очень новому стадиону. И конечно же всем руководил наш любимый и строгий директор Малюгин Петр Васильевич. Он был и архитектором, и простым рабочим, и руководителем этой стройки. Это был человек разносторонний, грамотный, да и вообще таких людей мало было.»

Из воспоминаний Галина Алифанова я выяснила, что  восторг у сельских детей вызвал большой школьный участок, который сразу же стали облагораживать: клумбы, разбили сад, в котором росли яблони и груши. Разработкой занималась Малюгина Людмила Прокофьевна. А саженцы для шикарного сада и огородика помогал добывать  Алифанов Николай Львович, техник лесхоза

Поселок был совсем еще молодым,15 лет со дня основания. Большинство семей – это молодые, как правило многодетные семьи. В классах обучалось по 20-27 учащихся. В школе того времени работал высокопрофессиональный педагогический коллектив. (приложение 6): Каленова Павла Васильевича, Каленову, Сорокину Раису Михайловну, Дуварова Александра Васильевича,  Пономорева Михаила Федоровича,  Белоусову Екатерину  Федоровну, Головкову Татьяну Ивановну , Савчукову Анну Никифоровну, Толоченко Владиславу Федоровну, Белову Марию Ивановну, Сафонова Надежда Ивановна .

 

2.3.          Обобщенный образ учителя-директора Малюгина Петра Васильевича.

Исследуя воспоминания о Малюгине Петре Васильевиче., я выделила главные нравственные и профессиональные качества его личности

Петр Васильевич в памяти выпускников «был строг, но справедлив. И как профессионал он был на высоком уровне. Он преподавал историю и рисование. Рисовал он как настоящий художник. И нас учил этому. А историю как он преподавал!! Благодаря ему я и полюбила этот предмет. И очень ему за это благодарна. Петр Васильевич был учитель с большой буквы.» 

Петр Васильевич в памяти его коллег-соратников: «…мастер на все руки, человек высокого интеллекта, личность творческая, знающий, начитанный, эрудированный, ответственный, трудолюбивый, самоотверженный в работе, замечательный организатор детского коллектива, оптимист по жизни, с ним было легко работать, шёл в ногу со временем, был первым помощником во всём».

Воспоминания дочери Петра Васильевича Ларисы Малюгиной: «Мама попросила что-то помочь, но я урок не выучила. Мама сказала, что истории не будет, т.к. его вызывают в районо. Но урок состоялся! И отец вызвал меня   на уроке «Подайте мне дневник, девица!!!! Вам от меня большая единица!!!!"" Очень стыдно было!!! Но меня потом никто не ругал, видя мои переживания. Вот я и храню этот дневник.» (приложение7)

Портрет Петра Васильевича в памяти его близких и родных: «увлеченный человек, разбирающийся в политике; строгий, требовательный; любитель природы, хороший грибник; человек с чувством огромной ответственности за будущее».

О таких учителях, Малюгин П.В, можно сказать словами Л. Н.Толстого: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

 

Выводы. В результате проведенного исследования мы выяснили, посёлок Дубравный образовался в период строительства Цимлянского водохранилища в 1947-1952 годах из числа переселенцев хуторов, попадающих в зону затопления. Образование в поселке Дубравном возникло в 1952 году с необходимостью обучения детей так как в основном приезжали молодые многодетные семьи. Со временем деревянное здание не вмещала возрастающее поколение и в 1967 году была построена новая школа, методом «народной стройки», у истоков которой стоял директор школы Малюгин Петр Васильевич - это свет доброй памяти, который он оставил о себе как учитель. Петр Васильевич не имел больших наград, но Его личный пример жив в сердцах и умах тех, через чьи судьбы прошла его судьба. Это и жители поселка Дубравного, и выпускники школы, учителя. Вся деятельность учителя, директора, Малюгина П.В., была бескорыстной и направлена на улучшение образования поселка. Так же мы выяснили, что строительство нового здания называют «народной», потому что  практически все  население поселка участвовало.

Заключение

В результате проделанной работы цель была достигнута. В итоге работы с архивными данными, изучения фотоматериалов, встреч учителями-ветеранами нашей школы, старожилами нашего поселения нам удалось узнать время открытия школ на территории поселения, историю развития образования в поселении. Изучение истории нашей школы помогло нам больше узнать о наших односельчанах, учителях, работавших в школе в начальный период. Мы поняли, что тема интересная и будем дальше над ней работать.

Мою работу можно использовать для проведения экскурсий, классных часов и познавательных занятий для начальной и средней школы.

Исследовательская работа дала мне возможность вновь пережить об интересных страницах истории родной школы, об одном из её учителей и директоре, помогла понять и по достоинству оценить труд Учителя.

 

Список литературы.

Неопуликованные:

1.     Воспоминания Л.П. Малюгины,

2.        Воспоминания Г. Алифановой

4.     Воспоминания И. Улановой

5.     Воспоминания Н. Карташовой, записанные автором,

6.     Материалы из школьного музейного уголка: альбом «История нашей школы в лицах»

 

Опубликованные

7.     Н.И.Бусленко. «Волго-Дон: «Ваша свобода на дне канала» Ростов-на-Дону, 2011. - 300 с

 

Интернет ресурсы:

8.     Свободная энциклопедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дубравный (Цимлянский район)

 

 

Приложение 1.

Диаграмма опроса среди учащихся 5-9 классы

Приложение 2.Начальная школа в п Дубравном, действующая с 1952 г по 1967 г.

 Приложение 3.Малюгин Петр Васильевич и его жена Малюгина Людмила Прокофьевна

 

 

 

 Приложение 4.Строительство школы 1965 г.

 

Приложение5.Строительство школы силами населения п Дубравного.

 

Приложение 6.Коллектив школы в 1967 г

 

Приложение 7.Дневник Малюгиной Ларисы «Подайте мне дневник, девица!!!! Вам от меня большая единица!!!!""

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 13.01.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения